Модели инноваций

Модели инноваций

Традиционное понимание инновации формировалось двумя школами

Школа социального детерминизма утверждала, что инновация является результатом сочетания различных внешних социальных факторов и воздействий. Демографические, культурные изменения, а также экономическое влияние, оказывают существенное влияние на развитие инноваций. Главным аргументом выступал тот факт, что при определенных «правильных» условиях инновация вынуждена развиваться. С другой стороны, приверженцы индивидуалистической школы утверждали, что инновация является результатом уникальных индивидуальных способностей человека и зависит только от количества появившихся на свет новаторов. Необходимо отметить, что важную роль в индивидуалистической теории играет интуиция, но об этом чуть позже.

За последние 10 лет теория развития инновации также разделилась на 2 лагеря

Первый утверждает, что рыночные условия служат платформой, способствующей, либо ограничивающей масштабы инновационной деятельности предприятий. Ключевым моментом здесь является способность фирм своевременно распознать потенциал и перспективные направления на рынке. Коэн и Левинталь (1990) и Тротт (1998) утверждают, что лишь небольшое количество компаний имеет возможность проводить исследования, находить, прогнозировать развитее рынка определенной отрасли.

Второй считает, что рыночная ориентация не обеспечивает надежную платформу для разработки инновационных стратегий динамичных и нестабильных рынков. Лишь благодаря собственным ресурсам любая компания может обеспечить себе более стабильное положение на рынке, развивать инновационную деятельность и формировать рынок в соответствии с собственной точкой зрения (Penrose, 1959 ; Wernerfelt, 1984; Wernerfelt, 1995; Grant, 1996; Prahalad и Hamel, 1990; Conner и Prahalad, 1996; Eisenhardt и Martin, 2000). Сторонники данной теории считают, что ключевым моментом является сама фирма, ее ресурсы, возможности и навыки. Компании могут достичь устойчивого конкурентного преимущества, если они имеют редкие, ценные ресурсы, которые невозможно скопировать. Например, новые инновационные продукты.

Интуитивная прозорливость

Многие исследования исторических инновационных событий подчеркивают важность неожиданных открытий. Роль счастливой случайности или везения предлагается в качестве разумного объяснения. Как мы уже говорили ранее, эта точка зрения часто бывает приукрашена в популярных средствах массовой информации. Ведь каждый в глубине души мечтает случайно открыть какое-нибудь новое изобретение, которое приведет к славе и богатству. При ближайшем рассмотрении исторических событий, интуиция является довольно редким вспомогательным фактором. Ибо для того, чтобы спроецировать заранее изобретение, признать его необходимость необходимо иметь некоторые предварительные знания в этой области. Большинство открытий являются результатом титанического упорства людей, увлеченных конкретной областью науки или техники. Открытия могут быть совершенно неожиданными. Хотя, по мнению специалистов, «сектор шанс на барабане чаще выпадает подготовленному уму».

Линейные модели инновационных процессов

После окончания второй мировой войны, американские экономисты первыми стали ратовать за линейную модель в науке и инновации. Во многом благодаря своей простоте, эта модель до сих пор занимает твердую позицию среди большинства специалистов работающих в области инноватики. Данная модель доминировала в науке и промышленной политике на протяжении 40 лет. И только начиная с 1980-х годов, различные школы менеджмента во всем мире начали серьезно критиковать последовательный линейный процесс.

Большим прорывом вперед стало признание того факта, что инновация осуществляется непосредственно через взаимодействие научной базы (университеты и промышленность), технологического развития (преимущественно отраслевое) и потребностей рынка, (см. рисунок).  

Взаимодействие ключевых компонентов инноватики

Взаимодействие этих процессов лежит в основе модели инноватики и сегодня. Тем не мене, продолжают возникать споры и разногласия, по поводу факторов способных влиять на развитие инноваций. Эксперты до сих пор не могут с уверенностью сказать, внутренние или внешние факторы более значимы. Какие из них имеют доминирующее влияние на инновационные способности компании. Тем не менее, все согласны, что для создания благоприятной инновационной среды необходима связь между ключевыми компонентами.

С точки зрения ЕС, главной  областью, требующей особого внимания, является связь научной базы с технологическим развитием. Европейский Союз (ЕС) считает, что европейские университеты не смогли создать эффективных связей с промышленностью, в то время как университеты США в тесном контакте работают с промышленностью на протяжении многих лет.

Как указывалось выше, инновационный процесс традиционно рассматривается как последовательность этапов сепарабельной стратегии или деятельности. Существует два основных варианта этой модели для инновационных продуктов.

1. Технологично-управляемая модель (часто упоминается как технология Push). Предполагается, что ученые делают неожиданные открытия, далее данные передаются технологам, которые стараются применить их при разработке новых продуктов и идей. Затем инженеры и дизайнеры создают образцы для тестирования. После чего необходимо разработать эффективные способы изготовления и производства продуктов. Наконец, маркетинг и продажи. Нужно продвигать продукт, ориентируясь на потенциального потребителя. Модель технологии Push доминирует в промышленной политике с момента окончания второй мировой войны (см. рисунок ниже). Хотя эта модель инноваций может быть применима только к некоторым производственным отраслям (фармацевтическая промышленность).

2. Новые исследования, проведенные после 70-ых годов, показали, что роль рынка оказала большое влияние на инновационный прогресс (фон Хиппель, 1978). Это привело к созданию линейной модели «рыночного притяжения», (другое название – технология Pull). Клиент-управляемая модель, которая подчеркивает первостепенность роли маркетинга в развитии инноватики. Результатом тесного взаимодействия с клиентами является нахождение новых идей. Затем следует разработка дизайна, проектирование, изготовление образцов для производства. Роль рынка и клиента сохраняет мощное влияние на отрасли с быстро меняющимися товарами потребления. Исполнительный директор McCain Foods утверждает, что знание потребностей клиентов имеет ключевое значение для превращения инновации в прибыль.

Линейные модели инновационных процессов

Важно понимать, чего хочет клиент. Оцените свои инновационные возможности и потенциал. Просмотрите существующие технологии, которые Вам необходимо будет  использовать.

«Быть инновационным сравнительно легко, самая сложная задача – сделать бизнес идею коммерчески жизнеспособной».

Модель одновременной связи

Модель одновременной связи

Так или иначе, с развитием технологий, выявлением новых потребностей клиента, производством, конкуренцией и множеством других внешних факторов, напрямую связано стимулирование инновации. Вышеописанные модели в большей степени отображают текущие процессы, чем раскрывают саму причину возникновения инновации (Гэлбрейт, 1982). Линейная модель способна лишь определить нам следующее: где зародился первоначальный стимул для инновации; когда возник толчок (например, появилась необходимость), инициировавший поиск и разработку новой идеи. Модель одновременной связи (см. рисунок выше), которая показывает, что одновременное сопряжение знаний всех трех функций, бесспорно, будет способствовать инновационности. Кроме того, точка возникновения инновации не известна заранее.

Интерактивная модель

Интерактивная модель инновации

Интерактивная модель развивает эту мысль дальше (см. рисунок 1.7) и объединяет технологию Push и рыночный Pull. Данная модель подчеркивает, что инновации возникают в результате взаимодействия рынка, научной базы и возможностей организации. Как и в модели одновременной связи, здесь нет явной отправной точки. Информационные потоки помогают нам уяснить, каким образом появляются инновации, а также оценить вероятность их реализации.

Давайте немного упростим данную модель, чтобы получить более полное представление инновационного процесса. Это логически последовательный, хотя и не обязательно непрерывный процесс, который может иметь ряд функциональных различий, состоящих из взаимодействующих и взаимозависимых этапов (Ротвелл и Зегвельд, 1985). В целом, инновационный процесс можно рассматривать как комплексный набор коммуникационных путей, по которым передаются знания. Эти пути включают внутренние и внешние связи. Инновационный процесс рисунок 1.7 отражает возможности организации, ее связь с рынком и научной базой. Компании способные эффективно управлять данными процессами, несомненно, возглавят гонку за инновационное лидерство.

В центре этой модели организационные функции составляют: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); проектирование и дизайн; производство; маркетинг и продажи. Сначала может показаться, что это тоже своего рода линейная модель, но здесь информационный поток не обязательно линейный, т.к. предусмотрено наличие обратной связи. Взаимодействие научной базы и рынка, возникает между всеми функциями, охватывая не только НИОКР и маркетинг. Классическим примером является производство, которое непрерывно требует улучшения дизайна и качества продукта. Данная необходимость инициирует поиск, разработку и внедрение нового материала. Далее генерация идеи осуществляется исходя из трех основных компонентов: возможности организации; потребности рынка; научно-технологическая база.

Таблица ниже отображает историческое развитие доминирующих моделей индустриально-инновационного процесса.

Хронология развития инновационных моделей

Модели инноваций

https://business-opening.ru — успешное развитие бизнеса!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *