Визуализация эмоций ч.4

Визуализация эмоций ч.4

глава 3

Электроэнцефалографическое исследование цветовосприятия

Нейромаркетинг

Нейромаркетинг

Электроэнцефалографическое исследование нейронной активности при воздействии визуальных раздражителей различных цветов

Совместный исследовательский проект с Венским институтом функциональной топографии головного мозга имени Людвига Больцмана.

Исходная ситуация

«Суха теория, мой друг, но древо жизни пышно зеленеет».

1. И.В. Гете, «Фауст» (ч. I, сцена IV). В оригинале эта фраза звучит так: «Grau, teurer Freund, ist alle Theorie, und griin des Lebens golde-ner Baum».

В хорошем русском переводе «Фауста» эта хрестоматийная фраза звучит именно так, но оригинальный текст Гете выглядит все-таки несколько иначе. Теорию великий поэт называет не сухой, а серой, а зеленое древо жизни у него еще и золотое. Каждому цвету Гете приписывает определенное значение.

То, что гениальный поэт, а также исследователь цвета выразил в стихах, актуально и сегодня: цвета играют в нашей жизни очень важную роль. Они не только делают наше существование ярче, но и определяют наше настроение, воздействуют на наши мысли и поступки. Различая цветовые гаммы, мы лучше распознаем объекты окружающего мира, лучше справляемся с жизненно важными задачами. Также они несут в себе информацию, важную для коммуникации. Многочисленные исследования психологии цветовосприятия наглядно и подробно описывают воздействие цвета в разных жизненных ситуациях. Это знание применимо также в области разработки и реализации розничных концепций. В нашем исследовании мы прежде всего рассмотрим нейрофизиологические аспекты цветовосприятия.

Цели исследования

Цель исследования — с помощью электроэнцефалографа измерить нейрофизиологическое цветовое воздействие на когнитивное и эмоциональное поведение. Отметим, что это базисное исследование, которое не содержит конкретных инструкций к действию.

Введение в теорию, понятие слова цвет

Цвет — это сенсорное впечатление, которое возникает, когда волновые световые раздражители определенной длины (электромагнитное излучение в диапазоне приблизительно от 180 до 780 нм, так называемый световой спектр) попадают на рецепторы зрачка. Оттуда по нейронным сетям этот импульс передается в мозг и начинает восприниматься как цвет. Восприятие цвета окружающих объектов всегда субъективно, так как оно возникает только в головном мозгу смотрящего. В физическом смысле объекты не имеют цвета, мы всего лишь воспринимаем их такими.

Как мы воспринимаем цвет

Физиологический аспект цветовосприятия заключается в том, что в процессе эволюции задней части человеческого зрачка появились фоторецепторы. При воздействии электромагнитных волн длиной от 380 д 780 нм они способны генерировать физиологический (нервный) сигнал. Существует два вида фоторецепторов: палочки и колбочки. Палочки распознают только контраст черного и белого, очень светочувствительны и делают возможным зрение в сумерках и в темноте. Колбочки ответственны за восприятие цвета. Существует три типа колбочек, которые воспринимают короткие (синий), средние (зеленый) и длинные волны (красный) цветового излучения. Каждое сочетание световых лучей, падающих на сетчатку, определенным образом возбуждает эти три вида колбочек и дает соответствующее впечатление о цвете. Нервные импульсы, которые возникают в фоторецепторах, передаются по нервным сетям к головному мозгу (трансдукция), где в конечном итоге краски, оттенки начинают восприниматься сознательно.

Психология цветовосприятия

В нйрофизиологическом исследовании процессов цветовосприятия не обойтись без краткого повествования о психологическом воздействии цветов. Многочисленные психологические, социологические исследования этой темы дают в целом единообразную картину. С одной стороны, эмоциональное цветовое воздействие обусловлено свойствами универсальных объектов (голубое небо, красная кровь, желтое солнце, зеленая трава и др.), с другой стороны — влиянием культуры, и неважно, осознаем мы ее влияние или нет. В повседневной жизни с символикой цветов имеют дело не только живописцы, дизайнеры, графики и другие представители художественных профессий. Эмоциональное воздействие цветовых гамм отражается, например, в языке — всем знакомы выражения «словно красная тряпка для быка», «люди в белых халатах», «почернеть от злости» и многие другие. В таблице даны варианты символики цветов и характер их воздействия.

Цвет/тон  — Ассоциации и воздействие

Яркие тона — Живость, яркость

Неяркие (пастельные) тона — Спокойствие, мягкость

Желтый
  • Приветливость, веселость, энергичность, живость, «солнечная» атмосфера. Используя окраску большой площади, создается ощущение «дешевизны», вызывает беспокойство
Оранжевый
  • Тепло, уверенность, свет. Один из цветов буддизма. Используя окраску большой площади   также создает ощущение «дешевизны»
Синий
  • Действует расслабляюще, успокаивающе, Сам по себе или в сочетании с белым голубой внушает ощущение холода, стерильности, некоммуникабельности. Ассоциируется с льдом, морем. Характеризует верность
Зеленый
  • Стабильность, надежность. Воздействует освежающе, успокаивающе либо нейтрально. Ассоциируется с природой и весной. Характеризует жизнь
Коричневый
  • Создает атмосферу уюта и безопасности. Оттенки коричневого воспринимаются как приятные и располагающие к коммуникации. Бежевый воспринимается как претенциозный. Кроме того, он является цветом традиции. Также ему приписывают значения «бедность», «лень», «глупость» и «мещанство»
Красный
  • Активизирует и возбуждает. Теплый цвет, который издавна считается краской страсти, провокации, опасности. ассоциируется с экстремизмом, крайностью
Розовый
  • Розовый гораздо спокойнее, чем красный. С розовым цветом ассоциируются интимность и счастье
Серый
  • Достоинство, уверенность. Однако серый может воздействовать депрессивно, внушать мысли о старости. Эмоционально — нейтральный
Черный
  • Передает глубину, однако может воздействовать депрессивно, наводить мысли о болезнях и смерти (траур). Кроме того, ассоциируется с властью
Белый
  • Символизирует невинность, божественность, нейтральность, используя большую площадь создает ощущение стерильности. В азиатских странах — ассоциируется с трауром

Описание исследования

В исследовании цветовосприятия было проведено два эксперимента.

В первом из них испытуемым  показывали по-разному окрашенные слайды и фиксировали нейронную активность при восприятии того или иного цвета.

Во втором эксперименте участникам было показано 30 фотографий с изображением целующихся влюбленных пар. Среди этих фотографий были как монохромные (окрашенные  разными цветами — красный, желтый, синий, зеленый, черный), так и ц\четные. Каждый снимок появлялся в шести цветовых вариантах (в случайном порядке, продолжительность одна секунда). Испытуемые получили инструкцию: «Вам будут показаны фотографии  целующихся пар. Часть фотографий — портреты обычных людей, часть — кадры из фильмов. Пожалуйста, оцените, насколько, по вашему мнению, сильны чувства людей при просмотре фотографии (по шкале от 1 до 5)». При проведении эксперимента мы специально просили «оценить чувства» людей на фотографиях, чтобы внимание участников эксперимента не было прервано ни цветом, ни их субъективным отношением к нему. Исследовалось, насколько различные оттенки цветов влияют на эмоциональную оценку той или иной фотографии.

Результаты исследования

Электроэнцефалографическое исследование, проведенное в Институте функциональной топографии мозга, дало немало интересных результатов, однако в нашей книге мы ограничимся пятью наиболее важными из них.

Цвет и трансдукция

Процесс трансдукции («перевод» цветового раздражителя в язык мозга) при восприятии разных цветов занимает неодинаковое количество времени и вызывает различную по интенсивности нейронную активность в соответствующих областях мозга в зависимости от того, какой цвет обрабатывается.

До начала сознательного восприятия (примерно 200-300 мс) зеленый и голубой вызывают более сильное нейронное возбуждение в лобной доле головного мозга, чем красный. Красный, в свою очередь, за тот же временной период активирует нейронную деятельность в затылочной и височной зонах, что говорит о сильном эмоциональном воздействии этого цвета. Научно доказано, что импульсы визуальных раздражителей, пройдя через затылочную и височную зоны, сразу попадают в лимбическую систему (месторасположение эмоций). Верность поговорки «Синий — разум, красный — страсть» теперь доказана с точки зрения нейрофизиологии.

Цвета и эмоции

Влияние цветов окружающего мира объясняется еще и тем, что пик нейронной активности при цветовосприятии приходится от 50 до 150 мс с момента начала воздействия раздражителя (период подсознательного восприятия). Таким образом, они оказывают огромное влияние на когнитивные (сознательно проживаемые) процессы, так как в период их подсознательной обработки они вызывают пик нейронной активности.

Воздействие различных цветовых гамм на сознательное восприятие

Было бы неправильным утверждать, что цветовосприятие находится исключительно во власти лимбической системы (как, например, биологически детерминированная реакция). Результаты нашего исследования четко показывают, что при сознательном восприятии (которое начинается по прошествии 300 мс) цвета воздействуют на нейронную деятельность совершенно по-разному. Иными словами, опыт, полученный в процессе социологизации субъекта, а также его индивидуальные цветовые предпочтения, личностные качества, структура мотивации оказывают очень большое влияние при восприятии цветов.

Воздействие некоторых цветовых оттенков вызывает сходные реакции у представителей различных культур. Так, красный цвет влияет интенсивнее, чем синий и зеленый, яркое контрастное сочетание цветов — сильнее, чем неяркое. Если, например, мимика (биологическая реакция) глобальна, то говорить о существовании единых реакций на различные цветовые краски неверно: слишком сильно влияние культурных и социальных ассоциаций.

Цвет и пол

Интересным представляется детальное изучение и сравнение нейрофизиологических реакций во временной период до 200 мс (подсознательное восприятие) у мужчин и женщин. Выяснилось, что нейронная активность при цветовосприятии у женщин выше, чем у мужчин. Так как этот феномен наблюдался в период подсознательного восприятия, можно предположить, что женщины эмоциональнее реагируют вообще. Мужчины же, наоборот, поддаются более сильному воздействию  черно-белых изображения.

Визуализация эмоций ч.4

https://business-opening.ru — успешное развитие бизнеса!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *