Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент

Стратегический Менеджмент (Strategic Management)

Стратегический Менеджмент

«Стратегический менеджмент» или «стратегическое управление» (на Западе — «стратегия») является сравнительно новым направлением. Специальные исследования в этой сфере начались лишь на рубеже 1960-1970-х годов, а преподавание соответственно — гораздо позже (в России — с середины 1990-х годов). В то время как преподавание общего менеджмента ведется в США уже с 1881 г.

Стратегический менеджмент вырос из общего курса менеджмента и приобрел существенные отличия. Это наиболее «экономическая» из всех управленческих дисциплин, что обусловлено его объектом, коим является фирма, главная цель которой — максимизация потенциала прибыльности. Поэтому, если общий менеджмент во многом опирается на такие науки как индивидуальная и социальная психология, социология, организационное поведение и пр., то базой стратегического менеджмента являются экономика, финансы, логистика, микроэкономическая теория, маркетинг, теория фирмы.

Родиной стратегического управления являются США. Большой вклад в его формирование внесли также ученые Великобритании и Канады. Специалисты континентальной Европы оказались здесь в стороне (вспомните что «отцом» научного менеджмента является француз Анри Файоль).

В основу стратегического менеджмента легли труды известных авторов: И. Ансоффа (русское происхождение), А. Стрикленда, Портера, Б. Карлофа, К. Прохалада, Г. Минцберга, А. Томпсона, К. Хемела, А. Стрикленда, и ряда других. Главные их работы за последние годы переведены на русский язык и являются доступными для отечественного читателя.

Ввиду неразвитости рыночных отношений стратегический менеджмент как вид практической деятельности в сфере управления в России пока не получил широкого распространения. Поэтому, большая часть исследований, при написании учебной литературы, проводиться в основном при помощи трансляций и уточнения взглядов своих западных коллег.

Непродолжительность существования стратегического менеджмента как научной и учебной дисциплины обусловливают наличие здесь многих спорных моментов. Это касается и трактовки ряда вопросов и адекватности перевода на русский язык некоторых терминов, в связи с чем в тексте книги в необходимых случаях даются соответствующие комментарии.

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы стратегии, фирмы, товара, рынка, конкуренции, конкурентоспособности, конкурентных преимуществ. Стратегическое управление — это деятельность по формированию и поддерживанию фирмой с помощью соответствующих стратегий конкурентных преимуществ на рынке по сравнению с соперниками с целью обеспечить себе и своим товарам долговременную конкурентоспособность.

Стратегический менеджмент изучает стратегический анализ, создание стратегий и стратегических планов, прежде всего, на основе стратегических матриц. Здесь рассматриваются основные типы стратегий (стратегический рост, позиционирования, конкурентные, международные, отраслевые), стратегические преобразования.

Стратегический менеджмент — достаточно трудная дисциплина. Ее успешное освоение требует предельной концентрации знаний, мыслительных усилий и внимания изучающих. Такой подход в данном случае важен еще и потому, что ввиду ограниченности объема книг материал в ней излагается чрезвычайно сжато, без излишних «лирических отступлений». Поэтому иногда отдельная фраза, а порой и слово, могут иметь решающее значение для понимания значительных фрагментов текста.

Стратегический менеджмент — это дисциплина, которая состоит из следующих процессов: определение миссии организации, четкое видение ее развития, постановка задач, разработка политики и планирование. Стратегический менеджмент это проектирование и разработка планов предназначенных для оптимального достижения поставленных целей, которые неразрывно связаны с выделением ресурсов необходимых для осуществления стратегической политики компании и внедрения программ с долгосрочной основой.

Стратегический менеджмент является непрерывным процессом  мониторинга бизнеса и отрасли, в которой компания принимает участие. Это не только оценка реальных возможностей своих конкурентов, но и определение приоритетной цели при выборе стратегии с учетом существующего и потенциального уровня конкуренции.

Важно регулярно (ежегодно, ежеквартально) проводить переоценку каждой стратегии. Это необходимо, чтобы своевременно дать оценку, насколько успешно, эффективно реализуется стратегия, нуждается ли она в замене на новую для удовлетворения потребностей постоянно меняющейся рыночной ситуации (новые технологии, новые конкуренты, новые экономические, социальные, финансовые, политические условия, изменения в окружающей среде).

Недавние исследования показали, что стратегия менеджмента должна начинаться с желания и заинтересованности руководителя изменить существующую систему.

Управление может формироваться из управленческой команды, в состав может входить совет директоров и другие заинтересованные лица, организации (зависит от предусмотренной  структуры компании).

В области делового администрирования целесообразно говорить о стратегической согласованности между организацией и ее окружающей средой, а также стратегической последовательностью.

Стратегическая последовательность — это деятельность организации, которая соответствует ожиданиям топ менеджмента.

Стратегический менеджмент  состоит из трех основных процессов:
  • 1. Анализ. Проведение анализа внутренней и внешней среды организации, позволяет определить стратегические цели — видение, миссия. 
  • 2. Решение. Далее, лидеры должны принимать стратегически важные решения для компании. Эти решения, должны отвечать на два основных вопроса: В какой отрасли бизнеса мы должны конкурировать? Как мы должны конкурировать в этой отрасли бизнеса?
  • 3. Действие. От принятого решения мало пользы, если  оно не подкреплено определенными действиями. Фирмы должны принять необходимые меры для внедрения своих стратегий. Для реализации стратегии потребуется выделить лидера, определить необходимые ресурсы, изменить структуру организации.

Сущностью стратегического менеджмента при ведении любого бизнеса является изучение одного единственного вопроса: «Почему одни фирмы превосходят другие?»

Топ менеджеры ежедневно стараются определить, каким образом  будет конкурировать их предприятие, что будет служить устойчивым преимуществом перед другими компаниями в определенной отрасли.

Это означает, что фокусировать внимание необходимо на следующих вопросах:
  • Как мы должны конкурировать с целью создания конкурентных рыночных преимуществ?
  • Как мы можем конкурировать, а также создать конкурентное рыночное преимущество, которое будет являться не только уникальным и ценным, но и трудноосуществимым для конкурентов, чтобы его скопировать, либо заменить?

Например, менеджерам надлежит определить, как должна позиционироваться фирма: в качестве недорогого производителя, либо как предприятие, которое занимается разработкой продуктов / услуг, являющихся уникальными и позволяющих фирме устанавливать высокие цены.

Менеджеры должны также задаться вопросом, как сделать такие преимущества постоянными, устойчивыми, а не кратковременными. Другими словами: идеи, которые «работают», практически всегда немедленно копируются конкурентами. В 1980 году компания American Airlines пыталась создать конкурентное преимущество за счет внедрения программы часто летающих пассажиров. В пределах недели все авиакомпании конкурентов сделали то же самое. Таким образом, программа превратилась из конкурентного преимущества в необходимый инструмент конкурентного паритета.

Следовательно, задача заключается в создании конкурентных преимуществ, которые будут являться устойчивыми на рынке.

Майкл Портер утверждает, что устойчивое конкурентное преимущество не может быть достигнуто путем менеджмента операционной эффективности. За последние два десятилетия к операционной эффективности прибавилось множество неотъемлемых процессов: работа над тотальным качеством, сроки производства, бенчмаркинг, реинжиниринг бизнес-процессов, аутсорсинг. Каждый из них является важным, но не приводит к устойчивым конкурентным преимуществам по той простой причине, что каждый конкурент использует эти процессы. Стратегия менеджмента должна фокусироваться на поиске, разработке существенных отличий от всех остальных соперников.

Устойчивого конкурентного преимущества можно достичь только через выполнение различных видов деятельности от конкурентов, либо при выполнении аналогичной деятельности, но по-другому.

Такие компании, как Wal-Mart, Southwest Airlines, и IKEA разработали уникальную внутренне согласованную систему, деятельность которой трудно имитировать. Это предоставило им устойчивое конкурентное рыночное преимущество.

Компания с хорошей стратегией должна ясно понимать, чего она хочет добиться. Попытка выполнить все, что делают конкуренты, в конечном итоге приводит к взаимному разрушительному процессу ценовой конкуренции, а не к приобретению долгосрочных преимуществ.

Стратегический менеджмент определяет общее направление развития предприятия и тесно связан с областью проведения исследований.

Стратегический менеджмент является неотъемлемой функцией управленческой деятельности при постановке целей / задач предприятия и определении тактики.

Стратегический менеджмент это определение миссии, видения, сроков, обязанностей, ценностей, целей, задач, роли, структуры компании с учетом долгосрочного плана развития.

Далее >>>>> Финансовый менеджмент

https://business-opening.ru — эффективное управление бизнесом!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *